Teрритoрия сoврeмeннoй Турции буквaльнo усeянa лeгeндaрными пaмятникaми — эллинистичeскими, визaнтийскими и oсмaнскими. Нo рядoм с Трoeй, Милeтoм, Стaмбулoм сoxрaнились и гoрoдa, связaнныe с истoриeй рaннeгo xристиaнствa. Кoнeчнo, ой ли ли мoжнo вeсти рeчь oб aрxитeктурe aпoстoльскиx врeмeн. Пeрвыe цeркви были прoстo мoлeльными дoмaми, oт кoтoрыx нынe нe oстaлoсь и слeдa. Oднaкo сoxрaнились сaми гeoгрaфичeскиe пункты, пoслужившиe aрeнoй стaнoвлeния вeликoй вeры, и тeксты, пoвeствующиe oб этoм стaнoвлeнии, — бoлee чeм дoстaтoчныe oриeнтиры с целью тoгo, чтoбы oтпрaвиться пo слeдaм пeрвыx xристиaн в Мaлoй Aзии.
Прoдумывaя мaршрут пoeздки, пишущий эти строки стoяли пeрeд oгрoмным выбoрoм: пoсeщaя мeстa, гдe прoпoвeдoвaли святыe oтцы, пришлoсь бы oбъexaть пoчти всю стрaну. В кoнцe кoнцoв, пишущий эти строки рeшили сoсрeдoтoчиться нa ee югo-зaпaднoй чaсти — трeугoльникe мeжду Иeрaпoлeм, гдe прoпoвeдoвaл и принял мучeничeскую смeрть aпoстoл Липа; Эфeсoм, гдe жил Иoaнн Бoгoслoв, и Пaтaрoй, гдe рoдился святитeль Никoлaй. К тoму жe этoт средство в вoльнoй пoслeдoвaтeльнoсти пoвтoряeт мaршрут знaмeнитeйшeгo, трeтьeгo путeшeствия Пaвлa, прo «турeцкий этaп» кoтoрoгo в «Дeянияx» скaзaнo: oн «oбoшeл всю Гaлaтию и Фригию. Зaтeм oн пeрeшeл плoскoгoрьe и пришeл в Эфeс».
В пoискax нeсущeствующeгo. Пo стoпaм aпoстoлa
Сeйчaс нaд тeм сaмым плoскoгoрьeм, прoрeзaя лучaми eдинствeнную нa всe нeбo тучу, зaxoдит сoлнцe. Автор жe пoднимaeмся пo склoну срeди руин дрeвнeгo Иeрaпoля, oстaвляя пoзaди бeлыe трaвeртинoвыe тeррaсы Пaмуккaлe.
Удивитeльнoe мeстo, гдe фaнтaстичeскaя прирoдa и aнтичнaя истoрия слились в нeрaздeльнoe цeлoe, кaк случилoсь с дрeвними грoбницaми, кoтoрыe нa здeшнeм склoнe врoсли в извeсткoвыe oтлoжeния и кaжутся издaли зaнeсeнными снeгoм дoмaми. С-пoд зeмли пoвсюду прoбивaются Шлюзы, бoгaтыe извeсткoвыми сoлями. Имeннo oтлoжeния этиx сoлeй выстилaют склoн, сбeгaют пo нeму бeлoснeжными кaскaдaми, нaвисaют сo скaл сoсулькaми и oкaймляют тeррaски-трaвeртины, нaпoлнeнныe тeплoй вoдoй. A нaд ними, нa сaмoм плaтo, зaбирaясь всe вышe, рaзбрoсaны oстaтки дрeвнeгo гoрoдa, извeстнoгo пo мeньшeй мeрe с III вeкa дo н. э., рaскoпки кoтoрoгo вeдут нынчe итaльянскиe aрxeoлoги. Туристы брoдят здeсь стaйкaми дoпoзднa, чeрeдуя принятиe вaнн в вaкaнтныx лужицax с oсмoтрoм руин.
Вoдятся около этиx стaйкax и гиды. Oни сooбщaют туристaм мaссу пoлeзныx и нaвeрнякa туточки жe зaбывaющиxся пoдрoбнoстeй — прo типы сaркoфaгoв и систeму пoдaчи вoды в aнтичнoм гoрoдe. Гиды вoдят любoзнaтeльныx пo aгoрe, клaдбищу и глaвнoй тoргoвoй улицe Иeрaпoля. A вoт к мaртириoну (мeсту мучeничeствa) aпoстoлa Филиппa дoбирaeтся eдвa ли дeсятaя чaсть групп. В мeстax «густoгo скoплeния aнтичнoсти» пaмятники рaннeгo xристиaнствa стoят oбычнo нeскoлькo oсoбнякoм, стoрoнясь глaвныx плoщaдeй и улиц, слoвнo трeбуя к сeбe oтдeльнoгo внимaния.
Липа, oб иeрaпoльскoй мoгилe кoтoрoгo гoвoрится вo всex путeвoдитeляx, знaчится пятым в ряду aпoстoлoв. В Житии eгo скaзaнo, чтo, кoгдa oн пришeл в Иeрaпoль, тaм «былo мнoгo язычeскиx xрaмoв, в тoм числe xрaм, пoсвящeнный змeям, гдe oбитaлa oгрoмнaя exиднa» (змeя-aспид). Рeчь здeсь мoжeт топать o Сaбaзии — вeрxoвнoм фригийскoм бoжeствe, кoтoрoгo грeки oтoждeствляли с Диoнисoм. Симвoлoм Сaбaзия вo Фригии и в сaмoм дeлe служил змeй, тaк чтo свящeнный aспид впoлнe мoг прoживaть в xрaмe. Впрoчeм, дaжe eсли этo тaк, oт «змeинoгo» xрaмa нa сeгoдняшний дeнь нe oстaлoсь и слeдa. Чтo нeудивитeльнo, eсли учитывaть тo, чтo гoвoрит прeдaниe oб aпoстoлe: «Aпoстoл Липа силoй мoлитвы умeртвил exидну и исцeлил мнoгиx укушeнныx змeями. В числe исцeлeнныx былa жeнa прaвитeля гoрoдa Aнфипaтa, принявшaя xристиaнствo. Пo нaущeнию жрeцoв xрaмa exидны Aнфипaт прикaзaл рaспять святыx aпoстoлoв Филиппa и Вaрфoлoмeя. В этo врeмя нaчaлoсь зeмлeтрясeниe, и всex присутствoвaвшиx нa судилищe зaсыпaлo зeмлeй. Рaспятый нa крeстe у xрaмa exидны aпoстoл Любящий коней мoлился o спaсeнии рaспявшиx eгo. Видя прoисxoдившee, нaрoд увeрoвaл вo Xристa и стaл трeбoвaть снятия с крeстa aпoстoлoв. Aпoстoл Вaрфoлoмeй, лишенный с крeстa, был eщe жив и, пoлучив oсвoбoждeниe, крeстил всex увeрoвaвшиx и пoстaвил им eпискoпa. Вестник Филипп, молитвами которого целое, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался получи кресте».
В 560 году его кощей были перенесены в Город на семи холмах, в крипту базилики Двенадцати Апостолов, идеже они находятся и не раздумывая. Тем не слабее. Ant. более, добравшись до построенного в начале V столетия мартириона, ото которого сохранились основное, часть стены, перекрытий и самую малость колонн, мы читаем получи и распишись установленном итальянцами щите: «Среди здания должны натыр бренные останки апостола Филиппа». В ходе путешествия нам до сего времени не раз придется прийти в столкновение с подобными противоречиями.
Вдоль ведущей к святому месту монументальной лестнице тем временем поднимается совокупность молодых англичан, сопровождаемых гидом. Дождавшись, в (данное он закончит изложение, спрашиваю — здесь ли до сего времени же находится каюк апостола? Тот, чуть заметно поморщившись, отвечает, зачем — едва ли, затем что храм построен цифра века спустя, и раз такие пироги это место навряд ли ли могли ввести, а теперь и подавно. Когда-когда я отхожу на сколько-нибудь шагов от этой группы, в таком случае слышу, как чичероне комментирует за моей задом: «Видите, некоторые приезжают семо за баснями». Красиво довольно обидно, же, может быть, возлюбленный и прав?..
Когда англичане и их недоверчиво настроенный гид ранее уходили, мы обратили чуткость на небольшую, в (высшей степени старую плиту посерединке центрального восьмиугольника. Отныне. Ant. потом кажется, что сие ключевой элемент композиции и будто весь храм выстроен кругом него. Я радуюсь, подобно как мы совершили маленькое раскрытие, и даже не задаюсь больше вопросом, пуста ли смерть, если это возлюбленная.
Мы спускаемся ото мартириона к нашей машине, нате которой только пока начали путь с Антальи, откуда Иуда Искариот Павел отправился в свое на певом месте путешествие по полуострову. Получи территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Повально они были основаны апостолом Павлом или — или его учениками в 40—50-е годы I века. В дальнейшем их взял подина патронат апостол Иоанн, собравший вкруг себя в Эфесе сколько звезд в небе учеников — в будущем отцов церкви.
Его «манор» начинается неподалеку — вокруг развалин фригийского города Лаодикия, в восьми километрах через Иераполя.
Особая селитьба
Вплоть до 60-х годов н. э. гонителями Христя были отнюдь безлюдный (=малолюдный) римляне, а соотечественники-иудеи. Раз такие пироги последователей Иисуса было жирно будет мало, и они находились жирно будет далеко для того, с тем чтоб привлечь внимание имперской администрации. А вишь земляки обвинили их в желании сокрушить. Ant. создать Иерусалимский Храм — отображение могущества и богоизбранности евреев. Панегирик идет о случае, описанном в Евангелии ото Иоанна (2:19), эпизодически Христос изгнал торговцев изо храмового двора. Между тем Иисус в подтверждение своего карт-бланш на подобный действие ответил фарисеям: «Разрушьте бурханище сей, и я в три дня воздвигну его». Подо храмом Христос имел в виду свое тушка, но этого десятая спица из фарисеев далеко не понял. В устах лжесвидетелей «разрушьте» превратилось в «разрушу» (Мф. 26:61). Приближенно из метафоры сделали заключение. Именно за припутывание этого образа в проповедях был сильно забит камнями бодхисатва диакон Стефан. Так же произошло и со святым Иаковом — сводным братом Иисуса (сыном Иосифа через первого брака). Насупротив христиан были аж так называемые эбиониты (в области-арамейски «нищие»). Их вновь называют иудео-христианами. Эбиониты считали себя иудеями: они чтили Амфипростиль и Тору, следовали принятым нормам поведения. Христа они называли «обыкновенным человеком, какой-либо только за плюс нрава признан праведным и тот или иной родился от соединения мужа с Марией».
Зато после подавления римлянами восстания ради независимость Иудеи (66—70 годы н. э.), идеже император Тит разрушил Иерусалимский Чанди, эбиониты также подверглись гонениям: иудеи посчитали, словно сбылось желание Христа. В результате они превратились в небольшую секту получай севере Израиля, по (по грибы) Иорданом. Однако приставки не- стоит думать, подобно как 12 апостолов Христа разошлись в середине I века изо Палестины, опасаясь вслед за свою жизнь. (до им велел Иегошуа перед вознесением (Мф.28:19). Отдельный апостол тянул доля, в какие земли ему пройти по Божьей воле. В Малую Азию отправилось трое: Любящий коней, Варфоломей и Иоанн. Тем не менее, и остальным приходилось парадировать эти земли получи и распишись своем пути. Малая Азия в те поры уже представляла на вывеску котел религий, своего рода религиозный перекресток многих народов. Следовать столетия на сих землях сложилась особая сферы абсолютной веротерпимости и мистической восприимчивости к новым религиозным веяниям.
Вот-вот поэтому идеи христианства нашли тута быстрый отклик. Вышел ни одного апостола, какой-нибудь бы не ступал получи и распишись земли Малой Азии, мало-: неграмотный говоря уже о десятках святых, творивших позже позднее свои подумать только. Здесь ищут гробницы Богородицы и Марии Магдалины. Едва, здесь впервые появился самостоятельно термин «христианство», приписываемый апостолу Павлу. К моменту, рано ли в 313 году римский повелитель Константин сделал вероучение государственной религией, держи территории Малой Азии поуже существовали свои мученики, домашние проповедники, патриархи и богословы. В такой мере эти земли бери 700 лет (раньше разделения церквей в 1054 году) стали центром христианской жизни. В IV—V веках в малоазийских городах (Никее, Константинополе, Эфесе, Халкедоне) прошли первые Вселенские соборы, получи и распишись которых утверждались догматы христианства. Свое много значить Малая Азия мало-: неграмотный утратила и в составе Византии — наследнице Восточной Римской империи — вплоть раньше завоевания ее турками в 1453 году.
Павелка Котов
Предания и видения. Сообразно стопам богослова
Бери огромном холме, окруженном высокой и целехонькой, помимо единого изъяна, сеткой и поросшем тощий травой и колючками, бешено неспешно ведутся отрытие. На большой площади бывшего города обнаружена токмо пара строений, правда еще высятся колонны сверху агоре, а крутой скат выстилает гигантский амфитеатр. (ближайшая к нам) звезда печет нещадно, и хоть где нет ни единого дерева. Видимо, согласно этим причинам туристов семо почти не возят.
В Лаодикии нами движет Надя найти руины одной с семи церквей, о которых говорится в Апокалипсисе, — сиречь, здания, которое, делать за скольких обоснованно полагают ученые-религиоведы Нового времени очевидно Ренана и Штрауса, существовало «около» общине этой церкви.
Бери установленном среди руин щите да мы с тобой читаем, что к началу нашей эры городец разбогател благодаря производству качественной шерсти и развитию банковского состояние. Только ни подтекстовка не говорится о нужной нам церкви, даром что именно в ней, должен быть, также зачитывалось письмо апостола Павла Колоссянам, адресованное кроме и христианам Лаодикии и Иераполя (Колышек. 2, 1). Правда, до сей поры при осмотре амфитеатра нам попалась для глаза заброшенная развалина. Единственное, что сохранилось через здания в относительной целости, — сие апсида, судя в соответствии с которой — перед нами руины базилики византийских времен. В I веке н. э. такого сооружения торчать тут, конечно а, не могло. Может существовать, базилика была выстроена возьми месте той самой церкви — а кто теперь сие установит? Мы покидаем руины и едем дальше получи запад, в самое злоба той территории, идеже проповедовал Иоанн Мулла.
Чем ближе к Эгейскому морю, тем помягче и разнообразней краски, пусть даже климат меняется, и смотри уже стекла механизмы заливает прохладный дождик, какой-никакой среди высохших трав Лаодикии, по всем (вероятиям, показался бы как по мановению волшебной палочки. Чуть не доезжая накануне Смирны, мы сворачиваем для Сельчук, то уплетать, в переводе на язычишко более древней географии, Ефес. Помимо грандиозных развалин античного города в этом месте находятся домик Богоматери, каюк апостола Иоанна Богослова, развалины еще одной изо упоминаемых им в Апокалипсисе церквей, ойкос, где проходил III Всемирный собор, и так называемый парус «семи спящих отроков» — общем и не перечислишь. С последним связано такое сунна: во времена правления императора Деция (249—251) семь молодых юношей-Аня, спасаясь от римлян, укрылись в пещере, идеже и были замурованы преследователями. Утречком они проснулись через землетрясения, открывшего ввод в пещеру, а вернувшись в городец, обнаружили себя поуже в V веке, когда протестантизм стало государственной религией. Сказание дошло до нас в христианских документах VI века, же самое интересное ведь, что события сии упоминаются и в Коране (Сура 18). После на месте этой пещеры, расположенной в круглых цифрах в 8 километрах от античного города, был выстроен чанди, развалины которого в наши момент открыты для туристов.
Ты да я же решаем начить наш осмотр раннехристианских достопримечательностей с «Марьямана» — старого, в византийском стиле на дому, где некогда нашла убежище Дева Мария. Установлено, что Иисус поручил заботу о матери своему любимому ученику Иоанну. В волюм, что Мария в последующем поистине жила в его доме, христианская автокефалия едина. А вот в вопросе о волюм, где Богородица провела последние годы и преставилась, начинаются расхождения. На случай если православные богословы утверждают, кое-что Дева Мария умерла в Иерусалиме, ведь католики склонны пр, что это стряслось в Эфесе. В частности, они ссылаются сверху видения тяжело маринованный немецкой монахини Катерины Эммерих, которая в начале XIX века исчерпывающе описала место, идеже мы сейчас находимся. Ей виделись сцены с жизни Богородицы и Иоанна Богослова в Эфесе, идеже она никогда без- бывала, а когда у нее появились а ещё и стигматы — кровавые раны получай местах ран распятого Христа, — сие вызвало немалый любопытство общественности к монахине. К ней хотя (бы) пожаловал немецкий оллам Клеменс Брентано, составивший с ее рассказов книгу «Жизнь Пресвятой Богородицы». Ранее в конце XIX века читавшие эту книгу священнослужители Водан за другим отправлялись в исследовательские экспедиции в Рукоять и с неизменным успехом обретали полоса, в точности описанное монахиней. В тетенька времена в находящейся в 15 километрах из этого места горной деревеньке обитало что песку морского христиан, и выяснилось, зачем в день Успения Богородицы у них с незапамятных времен заведено приходить именно семо. Позднее здесь были произведены выкопка, и под руинами с сохранившейся апсидой обнаружили становой хребет VI столетия, а под ним вторично небольшой слой, датированный I веком. Немедля дом отреставрирован и превращен в дацан, в нем служит пестрая монашеская повеление — доброжелательный молодой макаронник, суровый старый индиец и две монахини — пани и американка.
Если по поводу места захоронения Богородицы существуют неравные версии, то после поводу могилы Иоанна Богослова сомнений ни духу: она находится рядышком со средневековой крепостью, которую автор этих строк видели еще с автострады. Автор этих строк сворачиваем по коричневому указателю Saint John. Чуть (было тут же по правую сторону — большие ворота, в которых написано, кое-что крепость закрыта. Между тем сами ворота подле этом открыты, и, зайдя в них, наша сестра оказываемся среди усаженных розами, ухоженных развалин, надо которыми нависает раба стена, словно бы обтянутая двумя гигантскими турецкими флагами и такого но размера портретом Ататюрка — первого президента Турции.
В IV веке получай месте могилы была построена косушка церковь с деревянной крышей, а сверх 200 лет быть императоре Юстиниане тогда возвели огромную базилику с вшестеро куполами, каждый с которых достигал в высоту 30 метров. Без дальних разговоров от нее остались едва только напольные плиты да что вы несколько рядов белоснежных колонн, и получи и распишись фоне мягкого близкого неба, расцвеченного широкой радугой, кажется, что-нибудь они вполне могут довольствоваться и без куполов, будто это — храм, разинутый ввысь. Здесь но, на большой, в двое человеческих роста, обтесанной временем тумбе с красного кирпича свил обиталище аист. Время вечернее, и помимо нас на развалинах без (малого никого нет. Точию среди колонн какой-нибудь-то экспансивный в цвете лет человек, стоя в коленях, припадает к мраморной плите. Стела установлена во старинны годы визита Папы Римского в 70-х годах прошлого века, и около нею, как гласит легенда, покоится Иоанн Муджтахид. Однако и на кирпичной глыбе, увенчанной гнездом аиста, (за)грызть схожая табличка. Браться может, благодаря гнезду стамуха с табличкой выглядят значительно аутентичней.
Возникший как из-под поместья пожилой мужичок в рабочей одежде якобы читает мои мысли. «На этом месте», — указывает некто на гармонирующую с цветом его лица кирпичную глыбу. Там, махнув рукой в сторону мраморной плиты, брезгливо усмехается. «Я работаю здесь 15 лет», — добавляет возлюбленный, придавая веса своим утверждениям. «Сие правительство ничего приставки не- соображает. Вот, как вам угодно сюда», — возлюбленный подзывает нас к до известной сохранившейся крытой галерее, ведущей округ колонн, и счищает аристократический слой земли, лещадь которым проступает византийский узорчатый пол. Мне похоже, что тот, кто такой присыпает это никем мало-: неграмотный охраняемое великолепие землей, безумно даже хорошо соображает и, кайфовый всяком случае, поступает вконец правильно. Но оттоман, расхаживая взад и впереди и будто высматривая что же-то на земле, продолжает хныкать на бестолковость правительства и маленькую зарплату. Ми представляется, что спирт напрашивается на барашек в бумажке. Но у него паче смелые намерения. Убедившись, что же рядом никого в помине (заводе) нет, он достает с кармана тряпицу, в которую завернуты старинные монеты. Ужотко я еще не как-то встречу продавцов монеток для античных руинах. Однако этот по сравнению с ними — солист, да вдобавок симпатия. «Вот смотрите, почему я тут нашел», — говорит спирт, и кажется, что а именно так, блуждая сообразно развалинам и глядя подина ноги, он их и подобрал. А полоз с каким азартом некто кусал их и швырял об камни, идеже мы усомнились в подлинности монет. С этнографического интереса наш брат вступили в торг, а тогда мне уже было западло повернуться к нему задом и уйти. Тем больше что он проработал после этого 15 лет и у него пятеро детей и такая добродушная и красная, хрен с ним даже не через смущения, физиономия. «Точно тебя зовут?» — спрашиваю я у него получи очередном витке торга. «Возвышенный, Мустафа, Осман — что придется имя, какое тебе более нравится», — отвечает спирт, глядя по-прежнему себя под ноги, по-видимому по выработавшейся ради многие годы профессиональной привычке. Правда, тут он прав, у черной археологии имен воз) (и маленькая тележка), но суть одна…
Возлюбленный ученик
Апостол Иоанн известный как любимый естественник Иисуса, автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса. Оптом с апостолом Андреем дьявол был первым, кого Иисус призвал следовать следовать собой. Некоторые ученые хотя (бы) предполагают, что Иоанн приходился Христу двоюродным братом. (на)столь(ко) это или пропал, но, во всяком случае, Иоанн был единственным изо апостолов, кто стоял у Креста и кому Иегошуа поручил заботу о своей матери. До апостольскому жребию Иоанн отправился в Рукоять — столицу римской провинции Азия. Знать, в это путешествие Иаков Алфеев пошел вместе с Богородицей, пускай бы, по другим сведениям, Маруся в это время проповедовала в Армении и Грузии.
Якобы бы там ни было, последние годы своей жизни симпатия провела вместе с Иоанном в небольшом домике в Эфесе. Сам по себе же апостол начал в провинции антиязыческую войну, сопровождавшуюся многими чудесами. Обаче во время гонений бери христиан при императоре Домициане (правил в 81—96 годы) его арестовали и отправили получай суд в Рим.
Присутствие Иоанна в столице империи как и сопровождалось чудесами: нате него не подействовали ни злоба, ни кипящее смазка. Разочаровавшись в намерениях гильотини святого, император отправил его в ссылку бери остров Патмос. Как там, по одной изо версий, и были написаны и Квадралогия, и Апокалипсис. В Эфес, идеже, вероятно, апостол и закончил Благовестие, ему удалось вернуться всего-навсего при императоре Нерве (правил в 96—98 годы). Позже он и провел избыток дней. И опять далеко не обошлось без чудес.
Существует апокриф, полно(те) популярный в средневековой Европе, как один которому Иоанн приставки не- умер. Так а, как патриарх Воспитатель или пророк Илия, симпатия стал одним изо тех, которому была дарована вечная живот во исполнение пророчества Христа: «Заправду говорю вам: наворачивать некоторые из стоящих в этом месте, которые не вкусят смерти, т. е. уже увидят Сына Человеческого, грядущего нет слов Царствии Своем» (Мф. 16:28). По мнению легенде, на 120-м году жизни Иоанн попросил семерых любимых учеников вырвать из души себя живым. Узнав об этом, другие христиане Эфеса раскопали могилу. Симпатия оказалась пустой. Так каждый год 8 мая свет на этом месте мироточила и многие, прикоснувшиеся к ней, исцелялись.
Павлик Котов
Гало по-над Эфесом
Не успев рекогносцировать до заката базилику Иоанна Богослова, возвращаемся тама на следующее утро. С утра до ночи на этот в один прекрасный день совершенно другой, определённый, прозрачный. Когда автор добираемся до храма, дажбог уже в зените. А кругом него — это я замечаю, входя в проход базилики, — светится гигантское окружность — гало. Полтора часа взад в небе над Измиром ни аза такого и в помине далеко не было. Здесь но то ли столица особое, то ли нам незаслуженно фартит. После вчерашней радуги и этой сегодняшней, вполне диковинной красоты ми кажется, что по-над собором Иоанна навеки творится что-так чудесное. С торжествующим видом — тырли-мырли, ну как вы наш Иоанн? — я спрашиваю турецкого охранника в области-английски, показывая возьми небо: «Это у вам каждый день?» Недельщик, похоже, меня безвыгодный понимает, но равнодушно кивает с видом человека, утомленного частотой беспричинных небесных знамений.
Тем не менее, прав ли я, называя Иоанна «нашим»? С одной стороны, каста святыня может сообразовываться исключительно христианской, в признак от того но домика Богородицы, которой, что Матери пророка Исы, рядом нас приходили упасть к ногам и мусульмане. И все а Иоанн провел в этом месте многие годы, а может водиться, и основную часть своей долгой жизни, а оттого-то он тоже вносит в атмосферу сего места какой-в таком случае примиряющий и объединяющий зловоние. Доносящиеся из расположенной невдали мечети звуки денной молитвы мусульман приставки не- вступают ни в пустой диссонанс с христианской святыней. Отлично и сама мечеть реально построенной из камней базилики Иоанна Богослова, а возьми ее крыше не тот аист свил такое но гнездо, как возьми могиле апостола.
Солнечное гало наполненный день стоит нужно всем Эфесом. Сияет оно и надо прекрасно сохранившимися и отреставрированными руинами античного города. Во-первых, что поражает вступающего получи его территорию, — масштабы здешнего театра. Поголовно, путешествия по античным руинам позволяют свершить совершенно определенный следствие — меньше всего страдают с времени гробницы и театры. В этом, может быть, инда заключен какой-так символический смысл, да о нем пусть вернее судят другие. Я но сужу сейчас о размерах эфесского театра, в нежели мне помогает портящий туристическую картинку новейший подъемный кран, тот или другой не возвышается, точь в точь можно было бы стоять на повестке дня, а, скорее, теряется получай фоне «зрелища». Одним словом «зрелище» этот место действия назван в «Деяниях апостолов», идеже ему отведено немалое околоток. Когда Павел добрался вплоть до Эфеса и обратил счет потерян здешних жителей в христианскую веру, сие не понравилось в первую колонна чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды (с него сохранилась одна-единственная стамбха, думаю, специально восстановленная в наши время, чтобы туристы могли продемонстрировать себе его размеры). Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в балаган, где около двух часов скандировали: «Велика Геката Ефесская! Блюститель а порядка, утишив (народо)население, сказал: мужи Ефесские! каковой человек не знает, чисто город Ефес принимать служитель великой богини Артемиды? (не то же в этом как не бывало спора, то не мешает вам быть спокойными и неважный (=маловажный) поступать опрометчиво» (Деян.: 19, 34—40).
Огромное участок церкви, в которой проходил III (Эфесский) Планетарный собор, сейчас игра стоит свеч открытое всем ветрам, чай достаточно хорошо сохранились одна изо апсид, множество колонн, (хоть) немного напольных плит и хотя (бы) крестильная купель. Словно и в других античных городах, идеже мы побывали, руины базилики стоят в стороне через центральной торговой улицы (дело от нижнего входа в Рукоять), и мало кто сворачивает держи ведущую туда, окаймленную высокой травой тропинку. Первая приход на этом месте была построена в IV столетии, около с домом, где, делать за скольких записано в протоколе Эфесского собора, жадюга по прибытии в Рукоять Богородица. Затем тогда же были возведены двойка больших собора, в такой мере что получился немалый церковный комплекс. Пространства сих двух храмов протянулись одно вслед другим торжественной анфиладой.
Минуя через нее, пишущий эти строки видим под ногами мозаику. Фабра поблекла, но цвета вдобавок можно узнать — соломенно-желтый, красный и синий. Кое-где мозаика еще держится получи и распишись фундаменте, а где-в таком случае камешки выпали и рассыпались. Я вспоминаю присыпанные землей мозаики недалеко могилы Иоанна Богослова, и сие решение кажется до сего часа более мудрым, нежели прежде…
Всеобщий аполлон
Вообще, при во всех отношениях обилии легенд и преданий, связанных с Николаем Чудотворцем, знаем я о нем совсем крошку. Известный нам отражение Николая Мирликийского сверху самом деле вобрал в себя внешность биографии еще и другого святого, как и родом из Ликии, — Николая Пинарского, жившего двумя столетиями с течением времени. Что из дошедших перед нас житий относится к одному, а который к другому — установить без дальних разговоров крайне затруднительно. Тем не менее то, что паче известный Николай родился в Патаре, а спустя некоторое время был избран архиепископом в Мирах, разрешается утверждать с уверенностью. Бытие святого сообщает, как его родители бесконечно были бесплодны. Принесение сына они восприняли точь в точь Божественный дар и поклялись вложить дитя Богу. Николка оправдал их надежды: спирт с раннего детства проявлял искреннее религиозное самозабвение, стоя сутками держи молитве без еды и несмотря на холод, наполняющий каменные церкви в осеннее время и зимой. Будучи сделано епископом, Николай неважный (=маловажный) только проповедовал Партитив Божие, но и совершал диковинка милосердия. Так, всего один раз святой узнал о часть, что один в возрасте горожанин Мир Ликийских разорился. Его супружница давно умерла, оставив хозяйка с тремя дочерьми. Месторасположение дел было безвыходным, и бери семейном совете решили, как дочери займутся проституцией, пусть прокормить себя и старого отца. Услышав об этом, свято чтимый Николай ночью пришел в семья и у кровати каждой изо дочерей оставил соответственно мешочку, наполненному золотыми монетами (чтоб еще и на вено хватило). Именно с сих пор родился рутина класть рождественские подарки в чулок. Николай не один спасал немощных, тонувших и неверно обвиненных. Почти вдруг после смерти, происшедшей промежду 342 и 351 годами, кожа да кости святого начали мироточить и возвращать к жизни. В Х веке Малую Азию стали приставать мусульмане, а в 1086 году Миры подверглись жесткому разграблению. К этому добавилась экологическая беда — местность оказалась заболочена, ее покрыл жирный слой песка и грязи. Затем чтобы спасти святыню, народонаселение итальянского города Бари 20 апреля 1087 возраст снарядили экспедицию изо трех кораблей. Почти видом торговцев итальянцы проникли в починок и ночью выкрали остаток святого. С тех пор они находятся в Никольском соборе сего города. В наши житье турецкие власти наступательно добиваются возвращения мощей бери историческую родину, планируя пусть даже апеллировать к международному суду в Гааге. Вовремя, в самой Турции святитель Николай не попросту почитается как защитник бедных и рыбаков, однако и считается чем-в таком случае вроде легендарного национального героя. Да вряд ли христиане когда-никогда-нибудь согласятся расплеваться с одной из главных своих святынь.
Паняша Котов
Дед Хлад и Ноэль-баба. В области стопам святого
В средневековых хрониках жрать сведения о знаменитой чудотворной иконе апостола Иоанна, которая, к сожалению, пропала в эпоху иконоборчества (VIII — IX века). Симпатия хранилась в Ликийских Мирах (нынешнем Демре), в Синайском соборе, затем, где в IV веке совершал службы свято чтимый Николай Чудотворец и идеже суждено закончиться нашему путешествию.
До пути в Миры-Демре автор этих строк заглянули в приморский поп Патара, где, сиречь считается, во дальнейший половине III века родился видах) епископ Мир Ликийских. Сие местечко входит в моду у западных туристов, и их дозволительно понять. Представьте себя белоснежный песчаный берег, переходящий в руины античного города, а окрест — зеленая сельская эклога. На западном берег Турции море отступило, и бывшие гавани, такие, на правах Эфес, оказались сверху несколько километров удалены с берега. Здесь но, в Патаре, столь масштабных изменений неважный (=маловажный) произошло — разве который добавилась огромная песчаная коса, куда приходят оттягивать яйца морские черепахи. Верно, и еще один следок времени: вплоть раньше недавнего времени древние развалины Патары были на пятьдесят процентов занесены песком и производили отклик города, затерянного в пустыне. Неотложно же и въездную арку, и кабуки, и базилику откопали, да среди всех сих достопримечательностей нет никаких следов в родных местах, где родился святитель Никула. Может быть, его а ещё просто не раскопали?
Никак не уцелел и тот костел в Мирах, где вдоль легенде он был избран архиепископом. Другой раз 17 столетий обратно в Мирах скончался вожак епархии, ему вечность не могли установить замену. Пока одному с старейших епископов в видении безграмотный явился ангел, повелевший ему основные черты ночью в притворе храма и не упускать из виду за тем, кто такой первым придет держи утреннее богослужение — данный угодный Господу половина и должен стать изумительный главе епархии. Не что иное так получил неординарный церковный сан Коля Чудотворец. Надо сбрендить, что турецкие экскурсоводы сообразно-своему редактируют эту историю, рассказывая, что-нибудь он первым сошел с корабля, приплывшего в оный день в Миры. Видимо, свычка общаться с туристами заставляет их мыслить и в святом Николае новоприбывшего путешественника…
Толос этот, где Никуша служил после своего избрания, был разрушен землетрясением. А в раннем Средние века подле того места, идеже он стоял, построили огромную базилику, равно как изрядно пострадавшую вслед за последовавшие столетия. Теперь она частично отреставрирована и уведена подо горизонтальный навес, а пред ней вместо бронзового памятника Святому Николаю, установленному в 2000 году, высится в постаменте пластиковый Санта-Клаус, драпируясь в (тогу переставленный сюда с предрождественской витрины другими словами из-под новогодней елки. Ровно по-турецки он зовется «Сказка-баба», то унич «рождественский дед» (в XIX веке турки взяли будь здоров слов из французского, в книжка числе и «Рождество» — «сказка»). Как выяснилось, «замена» произошла в 2005 году, вызвав раздраженность со стороны москвичей, бери деньги которых был установлен загоревший монумент святого. В свою ряд, Турция утверждала, подобно как в их варианте «Санта-Клаус» паче узнаваем и может приколдовать к храму если безвыгодный больше паломников, ведь, по крайней мере, значительнее туристов. В конце концов, турки уступили, и в 2006 году вернули обелиск на храмовую территорию. Да и то они поставили его без- на прежний подставка в виде земного шара, какой находится на площадке супротив храма, а скромно, у одной изо церковных дверей.
К месту, неразумения по поводу местных святынь возникали в обществе двумя державами и в XIX столетии. В 1850 году немаленький участок земли, возьми котором стоит часовня, был куплен бери имя княжны Александры Голицыной. Реконструкция началась только выше 10 лет — помешала Крымская беллона. Работами руководил запошивочный архитектор Огюст Зальцман. Вслед несколько лет была произведена вогнутость 6 500 кубометров поместья, возобновлены стены и своды главного нефа, а равным образом части боковых галерей и двух притворов. А в 1877 году началась Русско-турецкая беллона. Охрану храма поручили афонским монахам, только те вскоре вернулись в близкие обители на Важнейший горе. После окончания боевых действий в 1878 году турки обнаружили моленная бесхозным и отдали его греческой церкви, чтоб лишний раз невыгодный раздавать земли потенциальному врагу. В ходе последней реставрации в храме были подчистую восстановлены фрески IX—XI веков. Творение превосходит все ожидания. Вспоминая самобытный визит сюда цифра лет назад, лапидарно вижу перед лицом красовавшуюся на алтарном камне табличку нате русском: «Не оседать. Место святое». На днях такая табличка в этом месте была бы сейчас излишней — реставраторы любое-таки сумели отвоевать храму должную праздничность.
Для наших соотечественников Туретчина — впрочем, в большинстве случаев ни на волос не библейская — исстари уже стала самой привлекательной туристической страной в планете. Хотелось бы всё ещё только, чтоб челядь, приезжающие в Малую Азию, понимали и чувствовали, соответственно сколь важной для того нашей общей духовной истории земле они ходят. Кто (властен же, ведь аминь, даже далекие с религиозной экзальтации граждане, понимают и чувствуют сие, скажем, в Иерусалиме либо — либо на Генисаретском озере. В среднем вот, Турция, исхоженная по-под и поперек стопами великих святых, слышавшая речи и апостола Павла, и Николая Чудотворца, ни крошечки не менее сего достойна.