Пeрвaя пoлнaя рeстaврaция рaскрывaeт тexнику гeния.
Ктo знaeт, был бы Бeрнини, нeпрeвзoйдeнный гeний иллюзиoнизмa эпoxи бaрoккo, счaстлив сeгoдня, увидeв, кaк в xoдe реставрации раскрываются многие из тех его удивительных приемов, которые сделали уникальным один из самых любимых его шедевров — капеллу Корнаро в римской церкви Санта-Мария-Виттория, прославленную даже его современниками за ее неповторимое очарование, за ни с чем не сравнимую красоту изваянной из каррарского мрамора святой Терезы Авильской, кажущейся живой, стонущая, пронзенной божественной любовью.
Работа по очистке и укреплению, которая впервые затронула всю часовню, была завершена чуть более чем за семь месяцев. Результаты удивительны: многие скрытые детали вновь обрели свет, от четырех позолоченных лепных панелей, рассказывающих об основных моментах жизни святой, до фрески с изображением ожидающего ее Эмпирея, очищенной от слоя сажи, которая затемняла фигуры с 1833 года, когда пожар почти уничтожил роскошную церковь кармелитов.
Диагностические исследования позволили реставраторам точно выявить материалы, использованные для росписи, которая была выполнена всего за 17 дней и которую Бернини доверил Гвидобальдо Аббатини, тому же художнику, которого он выбрал для нефа Ватиканской базилики и капелл Сант-Агостино и Сан-Пьетро в Монторио.
"Здесь Бернини создал настоящую театральную сцену", — восторгаются реставраторы, указывая на две скульптурные ложи по бокам часовни, из которых восемь членов влиятельной семьи венецианского кардинала Федерико Корнаро, заказавшего этот шедевр, смотрят как зачарованные зрители. Все взгляды устремлены на теплый янтарный свет, который спускается сверху и освещает тело святой. Именно там, объясняет руководитель работ, был выполнен еще один трюк гения, вынужденного в силу обстоятельств двигаться в рамках уже готовой церкви. Чтобы хорошо осветить свою Терезу, особенно в утренние часы, Бернини придумал двойную систему освещения, несмотря на существующее окно (выходящее на юго-запад). "Он расширил пространство, построив световую камеру с окнами, но также создал отверстие в основании фронтона скинии, где система стекол и зеркал, ныне утраченная, усиливала свет, падающий сверху, экранированный желтым стеклом, которое, как показала реставрация, относится к двадцатому веку, но, по всей вероятности, является точным воспроизведением оригинала Бернини, крошечные и чрезвычайно ценные фрагменты которого были найдены в последние месяцы. Магия, которая очаровывала его современников и даже его антагониста Борромини, желавшего воспроизвести ее. Бернини, согласно биографиям, так гордился своим творением, что называл его своей "наименее плохой" работой, почти влюбленный в свою Святую Терезу. Эмоции и страсть, которые поражают и сегодня.