Рoссийскиe aвиaпaссaжиры рискуют пoтeрять бoльшую чaсть eщe oстaвшиxся у ниx гaрaнтий прoвoзa ручнoй клaди. Минтрaнс Рoссии oпубликoвaл прoeкт прикaзa, грoзящий лишить иx прaвa нa бeзуслoвный бeсплaтный прoвoз пoртфeлeй и дaмскиx сумoк, вeрxнeй oдeжды, пoртплeдoв, пoкупoк из Duty Free, a тaкжe лeкaрств, кoстылeй, дeтскoгo питaния и люлек, детских и инвалидных колясок, тростей и прочих необходимых по медицинским показаниям предметов, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Формально проект приказа сохраняет весь этот список в Федеральных авиационных правилах (ФАП-82), однако предлагает изъять из ФАП пункт 135, содержащий положение о том, что все эти предметы провозятся сверх обычной нормы ручной клади и без взимания платы. Текст проекта лишь запрещает учитывать такие предметы в расчете общего веса ручной клади, но не гарантирует сам их провоз в салоне самолета, а тем более — бесплатный провоз. Все это оставлено на усмотрение авиакомпании (действие ФАП распространяется на полеты любыми российскими авиакомпаниями).
Появление этого дикого проекта становится понятным, если вспомнить статью, опубликованную неделю назад в «Ведомостях». В ней сообщается, что авиакомпания «Победа» (дочерний перевозчик «Аэрофлота») потребовала отмены бесплатного провоза всех этих предметов в письме от 11 июля новому министру транспорта Евгению Дитриху. Эти требования в той же статье поддержаны одним из членов так называемого «общественного совета» «Аэрофлота». А уже 30 июля появляется проект приказа Минтранса, в котором эти требования «Победы» полностью удовлетворены — по всей видимости, без малейших попыток консультаций с иными заинтересованными сторонами, прежде всего авиапассажирами.
Очередная переписка законодательства под свои нужды потребовалась «Победе» именно сейчас, вероятно, потому, что весной перевозчик ожидаемо проиграл в суде дело, в котором рассматривался отказ «Победы» перевозить бесплатно все эти вещи сверх обычной нормы ручной клади. Как сообщается в той же статье, Щербинский суд Москвы предписал авиакомпании соблюдать действующие ФАП и бесплатно перевозить портфели, дамские сумочки, верхнюю одежду и требуемые по медицинским показаниям вещи. Тем не менее «Победа» продолжает оспаривать все это в следующих судебных инстанциях, одновременно по-прежнему игнорируя ФАП и отказывая всем своим пассажирам в бесплатном провозе этих вещей. Не имея фактически никаких шансов в суде, «Победа», по всей видимости, решила с помощью Минтранса переписать под себя сам закон.
Нечто подобное уже происходило в прошлом году. Тогда «Аэрофлот», по собственному признанию, пролоббировал в интересах «Победы» предыдущие изменения в ФАП, после которых пассажиры лишились гарантий бесплатного провоза ноутбуков, фотоаппаратов, видеокамер, зонтов, прессы и ряда других предметов. Тогда же было отменено и право на бесплатный провоз минимум 10 килограмм — вместо этого появилась издевательская норма о всего лишь 5 килограммах ручной клади. Минтранс не остановили даже 98% отрицательных отзывов на тот проект. Теперь «Победа» решила развить успех и лишить пассажиров почти всех оставшихся гарантий в части ручной клади.
Стоит отдать должное мастерству составителей проекта приказа. Поскольку список пока еще бесплатных предметов в нем сохранился, то почти никто не заметил, что в реальности проект предлагает эту бесплатность отменить. На этот финт попались практически все СМИ и блогеры из числа осветивших эту новость. Большинство заголовков поражают несуразностью — вплоть до абсурдных текстов вида «Пассажирам разрешат не взвешивать портфели» (как будто сейчас их разрешено взвешивать) или «Дамские сумки исключат из ручной клади» (как будто они сейчас в ней учитываются).
Впрочем, куда больше поражает готовность государственного регулятора слепо выполнять требования одной-единственной авиакомпании без малейшего учета прав пассажиров, интересы которых Минтранс должен отстаивать и на налоги с которых он, как предполагается, должен функционировать. В числе официально декларируемых задач министерства нет ничего о содействии авиакомпании «Победа», зато есть положения об «обеспечении доступности транспортных услуг для инвалидов», «совершенствовании законодательства, направленное на повышение доступности транспортных услуг для населения» и «повышении ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами». На практике, как видим, Минтранс собирается лишить инвалидов гарантий бесплатного провоза колясок, костылей, тростей, роллаторов и прочего, а всех остальных пассажиров — гарантий провоза дамских сумочек, портфелей, товаров из магазинов Duty Free и верхней одежды. Все это ведет к фактическому повышению цены авиаперелетов ввиду вероятной оплаты провоза всех этих предметов, и следовательно — снижению доступности транспортных услуг для населения вообще и инвалидов в частности. Побочным эффектом будет удар по экономике российских аэропортов ввиду платности провоза товаров из магазинов Duty Free и соответственно резкого падения их продаж.
К сожалению, реальной систематической защитой прав пассажиров в России не занимается ни один госорган или общественная организация. А потому можно ожидать, что «Победе» удастся полностью или частично провести этот дикий проект. Как вариант — возможно, что после всеобщего возмущения Минтранс «милостиво» вернет в приказ гарантии бесплатного провоза инвалидных колясок, костылей, детского питания, лекарств, тростей и прочих необходимых по медицинским показаниям предметов, но оставит вне бесплатного списка портфели, дамские сумки, мини-рюкзаки, товары из Duty Free, портпледы и верхнюю одежду. Не исключено, что именно на такой исход и рассчитывает «Победа».